Ивановский Автокран, эпоха возрождения

ООО «Ивановский машиностроительный завод «Автокран», сокращенно - «ИМЗ Автокран»возобновил производство автокранов «Ивановец». И хотя на знаменитых лаковых миниатюрах из Палеха, как правило, красуется сказочная жар-птица, на крановых стрелах оказалась птица тоже сказочная, но немного другая, а именно птица феникс, символизирующая возрождение завода.

На сегодняшний день производство знаменитых ивановских автокранов не просто восстановлено: после вынужденного спада из месяца в месяц оно растет. В марте 2018 года было сделано лишь 11 «Ивановцев», а в ноябре - более 60. Всего же по итогам нынешнего года завод изготовит 375 автокранов. Пока это меньше, чем он сделал в тяжелейшем для нашего машиностроения 2009 году. И, конечно же, меньше 600-650 автокранов, первоначально запланированных к производству на 2018-й.

Но все равно названное количество пусть не намного, но больше, чем результат 2017 года. Скромный рост неудивителен, ведь крановый рынок в стране за указанный период подрос всего на 4%. А на ранее планируемые показатели в Иваново рассчитывают выйти, и даже превзойти их, в 2019 году - задача поставлена сделать более семи с половиной сотен автокранов, увеличив долю на российском крановом рынке с нынешних 20 до 36%.

Конечно, до тех позиций, которые завод занимал в начале десятилетия, когда марку «Ивановец» нес едва ли не каждый второй изготовленный в стране автокран, еще далеко. И еще дальше до лучшего результата постсоветского времени: в 2008-м завод за год сделал почти 2,5 тыс. автокранов. А если совсем уж углубиться в историю, то можно вспомнить, что на закате Советского Союза под маркой «Ивановец» годовой выпуск составлял порядка 5 тыс. автокранов - сегодня весь российский крановый рынок едва ли дотягивает и до половины этого количества.

Впрочем, вернемся в день сегодняшний. Так и не сумев преодолеть последствия очередного экономического кризиса, разразившегося в 2014 году, в мае 2017 года накопившее долги перед кредиторами и собственными работниками ООО«Автокран» все же оказался банкротом. К этому моменту было создано новое юридическое лицо: ООО «Ивановский машиностроительный завод «Автокран». Собственником предприятия стала группа давно работающих в машиностроении инвесторов во главе с некогда руководившим в «Группе ГАЗ» дивизионом «Силовые агрегаты» Игорем Кульганом, который занял должность генерального директора «ИМЗ Автокран».

Поэтому, как только новый собственник стабилизировал состояние завода, здесь сразу же возобновили выпуск прежней линейки автокранов. Речь идет о моделях максимальной грузоподъемностью 16, 25, 35 и 40 тонн. Кроме того, в следующем году ожидается начало производства 32-тонного трехосного и 50- тонного четырехосного автомобильных кранов. В ближайшей перспективе обещан еще ряд интересных разработок.Для новых владельцев несомненной удачей стало то, что раздача долгов завода не вылилась в копеечную распродажу его основных производственных фондов. Ведь после весьма затратной модернизации производства в начале нынешнего десятилетия ивановский «Автокран» по праву считается одним из наиболее технологически оснащенных российских краностроительныхпредприятий, обладающим уникальным оборудованием, включая автоматизированный прессово-сварочный комплекс для изготовления стрел овоидного профиля. Так вот, несмотря ни на какие сложности, все это оборудование удалось сохранить.

Так что можно уверенно сказать, что завод «Автокран», вопреки общей негативной тенденции в отечественном машиностроении, вопреки общему спаду на российском рынке строительной техники, все же спасти удалось. И удалось вернуть в ряды реально работающих предприятий. Теперь в числе
приоритетных задач - развитие поставок на экспорт и возвращение прежде занимаемых позиций внутристраны.